Я всегда впадаю в состояние священного трепета при виде "самодельных"
программированных уровней. Вот и теперь, скачав из вышеупомянутого
источника "Cold As Hell" (далее - просто CAH), в очередной раз понял,
что мне далековато до такого уровня. Ибо сам я до сих пор, хотя и
балуюсь DOOMостроем, не могу даже вставить свою текстуру в носый вад,
куда уж мне уж до программных фичей-то уж... А хакнуть чужое совесть не
позволяет. Вот так-то вот. А DOOM люблю. И я, великовазрастный охламон,
до сих пор играю в него с удовольствием и до новых уровней всячески
падок.
И вообще, как однажды справедливо заметил Кибердемон, раскуривая кисет
марсианского самосада на завалинке, "И строгг - дитя DOOMa". Конец
лирического отступления.
Что же касается именно CAH, то легенда такова. Вы - американский морпех,
как следует нюхнувший пороха на ратных полях Второй мировой, прослужив
еще некоторое время, решили преспокойненько дождаться пенсии вдалеке ото
всяких там выстрелов и прочих подвигов и были направлены на некую
консервную (или все-таки законсервированную, или секретную?) фабрику (?)
в Гренландии. На дворе уже 1954 год, и вы думали там тихонько
отсидеться. Вы неправильно думали.
При первом (равно как и при последующих) запуске мы видим новую заставку
(что нельзя назвать редкостью, впрочем) и слышим в меню новые звуки. Ну
да ладно. Далее следует немного затянутая заставка, судя по которой
игрок летит в самолете, сопровождаемый двумя военными пилотами. Заставку
отключить или пропустить нельзя, так что приходится всякий раз, если вы
играете с самого начала, устраивать перекур секунд с тридцать, дабы не
обременять себя присутствием этих двух вояк. Можно, впрочем, прогуляться
по самолету, но вряд ли прогулка в десяток шагов покажется кому-то
пользительной и познавательной. А затем самолет несколько раз трясет и
на ваших глазах спутники превращаются в кровавое месиво. Следует
потемнение в глазах и отключка...
Придя в себя, вы читаете некое высказывание в духе Call of Duty, оно и
неудивительно: далее по игре еще не раз возникнут ощущения "дежа вю",
связанные с этой игрой.
Вместо знакомого думовского интерфейса перед вами - красная полоска,
показывающая прогресс здоровья (а его никогда не бывает больше 50% в
эквиваленте DOOMa), количество патронов в магазине и всего в наличии,
взятые ключи и так далее. Замечу сразу, что от классического DOOM в CAH
придется отвыкать не то, чтобы долго и не то, чтобы очень мучительно, но
все же придется. Нововведения накладывают на геймплей свой отпечаток.
Например, придется вспомнить про клавишу <R> (да-да,
перезарядка!), когда в магазине или обойме закончатся патроны, а,
получив от рогатого импа (есть тут рогатые, а есть и нерогатые, но серые
цветом, так что тоже необычные) порцию огонька (не привычный файербол,
но язык пламени), не спешите стрейфиться и стремительно удирать за угол,
потому что на здоровье этот маневр скажется крайне отрицательно: бегать
сразу после ранения нельзя, следует, напротив, замереть, чтобы
восстановить силы. Так что не удивляйтесь, что жизненные силы вдруг
будут покидать вас даже после того, как вы размажете вашего обидчика по
текстуре.
Монстеры, как вы, вероятно, уже поняли, повстречаются новые. Но в
наличии имеются и привычные. Здоровья у них, как и у вас, изначально
поубавилось, так что многих можно вынести даже с одного выстрела. К
чести автора, замечу, что явных аналогий с уже известным зверьем я не
заметил. В частности, вам предстоит сражение с несколькими видами импов,
но каждый из них - это не тот "классический" имп образца 93-го года, а
со своими уникальными характеристиками. Рогатый будет кидаться огнем,
серый же - только драться кулаками.
С оружием и вовсе песня! Кулаки. Они без кастета. И их два. Причем, сила
удара такова, что вполне возможно вырубить импа с двух ударов. Если,
конечно, он подпустит к себе так близко. А в рукопашную в самом начале
придется идти часто. Из-за нехватки патронов. Впрочем, сначала вам их и
не дадут. Некоторое время придется побродить по окрестностям фабрики.
Пустынной, занесенной снегом под черным небом...
Некоторое время придется побродить по окрестностям фабрики. Пустынной, занесенной снегом под черным небом...
А что это за надпись почти в самом центре? К сожалению, она будет
преследовать вас на протяжении всей игры. По крайне мере, способа убрать
ее я не нашел. И она временами весьма раздражает.
Вообще, всякого рода сопутствующие сообщения здесь не такая уж редкость.
Видимо, они призваны помогать ориентироваться (карта после привычного
нажатия <Tab> не появляется), но на практике вы либо отвлекаетесь
на них и пропускаете удар противника, либо не успеваете толком
прочитать, что, собственно, там написано. Из-за этого не совсем ясно,
куда и зачем следует идти и что от вас требуется в данный момент.
Отсутствие карты - большой минус CAH.
Но вот вы заходите, пардон, в туалет, привычно смотрите на себя в
зеркало и видите в нем себя в образе... лысого сержанта. Да, того
самого, у которого привыкли отнимать дробовик в обычном DOOM. Немного
непривычно.
В зеркале вы видите себя в образе... former sergeant
И тут же, в туалете, вам выдадут пистолет.
Тут же, в туалете, вам выдадут пистолет. Вид у него непривычный
Звук выстрелов необычный, как и многие звуки в этом ваде. Реализма
прибавляет и необходимость менять обойму, к чему мы категорически не
привыкли в обычном ДУМе. Из средней кабинки напротив вдруг начнет
вылезать имп, а вы, словно парализованные этим неординарным явлением,
некоторое время не сможете сдвинуться с места, но, придя, наконец, в
себя, убьете его. Дальше - больше.
Монстров больше. И откуда только берутся? При первой проверке количества
врагов на уровне (<Tab>) их было 0 (ноль), затем число
значительно изменится, и никто не даст гарантии, что таким и останется
до прохождения карты.
Импы швыряются языками пламени
Игра очень скоро отучит вас от прежней манеры прохождения знакомого
DOOMа. Бесполезно лезть напролом сквозь толпу врагов, надеясь
прорубиться и схватить спасительную аптечку. Здесь такое не пройдет.
Во-первых, необходимость перезаряжаться будет заставлять частенько
прятаться за стены и углы, а во-вторых, как уже отмечалось, достаточно
одного-единственного меткого броска языка пламени в вашу сторону - и
гаме овер. Причем, медленный и мучительный.
А монстры все валят и валят, накатывают волнами. Лично я играл на уровне
сложности "сержант" (предпоследний по мастерству) и не представляю, как
бы выкрутился, если б не читы (каюсь, каюсь... :-) ). И вообще, если
хотите в полной мере насладиться необычайно красивой графикой и
нестандартной геометрией CAH, советую пройти его на бессмертии, дабы не
отвлекаться попусту на толпы монстеров.
Коль скоро речь зашла о дизайне и графике, то тут автору можно поставить
только "отлично". Плавно опускающийся с неба снег, столбы света из
проемов в потолке, масса новых текстур (да они здесь почти все либо
новые, либо изменены до неузнаваемости; стандартных совсем немного, за
что я снимаю шляпу перед программистом), туман (причем, неглючный, как
порой встречается в иных вадах)... И это еще не полный список. Конечно
же, на обычном движке ДУМа такое не создать. Равно, как и,
например, подъем по абсолютно вертикальным лестницам или снос течением.
Так, вскрываем... Так и есть. Мотор-то от Hexen. Но от самого "Колдуна"
тут и следа не осталось. То есть, абсолютно никакого следа.
Снег и туман. На скрине, правда, падающий снег не очень видно
Столбы света Переход по локациям реализован через телепорты. В данном случае, это
небольшие кабинки (см. скрин немного выше, про снег и туман), на коих
написано, куда ведет тот или иной порт. Правда, не все они доступны с
самого начала и придется взять соответствующие ключи (по виду, это самые
обычные ключи, а не цветные карточки или черепа) или нажать кнопку. Хоп
- и вы на центральной базе; хоп - и уже... еще где-то.
Кроме ключей, можно (и нужно) брать листы бумаги со всякой полезной
инфой и документы. А вот назначение некоторых ключей я так и не понял...
Кровища. Капает...
Отчасти потому, что нагло ломился повсюду на читах, нарушая естественный
ход геймплея. А как еще поступить, ежели количество монстряков близко к
критическому, а торчать неделями на одной только мапе ой как не
хочется?!.. Конечно же, монстров всех нужно убить. В идеале, конечно, не
прибегая к читам. А для того, чтобы всех убить, вам нужно - оружие. Оно
здесь имеется и новое. С новой озвучкой. Причем, все соответствует 50-м
годам прошлого уже века.
Тут вам и старый, проверенный не в одной заварушке с фрицами, Томпсон, и
ручной пулемет (вовсе не DOOMовская шестиствольная бандура), огнемет
(по внешнему виду напоминает знакомый ракетомет, только это не ракетомет
и перехват рукой у него иной), и обычная винтовка М1 Гаранд... Дробовик
остался прежним. Видимо, автор посчитал, что дробовик - он и везде
дробовик. Зато двустволка претерпела изменения в характеристике
стрельбы. Теперь можно произвести двойной выстрел из обеих стволов, что
очень эффектно (и эффективно!), только вот на перезарядку тратится куда
больше времени. Примечательно, что прямой аналогии с привычным арсеналом
я не усмотрел. Например, ручной пулемет выглядит и действует как
совершенно новое оружие (что, конечно, достигается переозвучкой и
изначальной модификацией здоровья монстров); когда у М1 заканчиваются
патроны, слышен характерный звон выбрасываемой кассеты (его-то, кажется,
как раз и не было в Call of Duty и Wolfenstein, а ведь в реальности он
имеется).
Томпсон в действии
Легендарная M1 не подвела
Винтовка времен Второй мировой, плотина... Где-то мы это уже видели
Также мы заметим зачатки интерактивности - наследие Hexen. Так,
например, можно разбить некоторые стекла; порой это единственный способ
проникнуть в то или иное здание.
Огнемет внешне похож на привычную ракетницу, но стреляет одиночными порциями огня. Причем, на ограниченное расстояние
BFG же мы не увидим вовсе. Оно и понятно: откуда в 1954 году взяться экспериментальному оружию будущего?
Всего в игре замечено 16 уровней. Но интересно было запустить CAH и на прочих уровнях DOOM-2. Попробуйте... ;)
Итак, что же мы имеем в сухом остатке? А имеем мы следующее. У автора
получилась практически полностью самостоятельная игра с оригинальным
геймплеем, оружейником и бестиарием. Среди прочих очевидных и жирных
"плюсов" хочется отдельно отметить и графику. Красиво - это несомненно;
при этом создателю удалось не впасть в гламурность. На некоторых
локациях присутствуют заснеженные горы. Это не скайбокс новый, это
спрайты на заднем плане. Смотрится просто здорово.
Новый качественный звук добавляет соответственно и новых ощущений. Чего
стоит только леденящий душу предсмертный крик Барона или прекрасная
фоновая музыка. Кстати, уже давно замечено, что звук едва ли не
наполовину определяет степень погружения в игровой мир, так что неправы
те, кто считает озвучку делом третьестепенным.
Есть и "минусы". От них также никуда не денешься. По-моему, геймплей
все-таки разбалансирован. Реализм, оно, конечно, хорошо, только когда в
очередной раз сталкиваешься лицом к морде с тем же Бароном, а под рукой
ничего, кроме, собственно, самих рук, непроизвольно тянешься к
спасительной комбинации "IDDQD". Или "IDFA" на худой конец. Хотя и
поддерживается только single player. Поэтому честно предупреждаю:
новичкам делать тут нечего. В рубку идут одни старики.
Как уже отмечалось, часто бывает непонятно, куда следует идти. Поэтому
порой тупо шатаешься от локации к локации в надежде случайно нащупать
авторский замысел. А карты нет. Подспорьем должны служить периодически
возникающие сообщения, да только тем, у кого напряги с английским, они
что мертвому импу горчичник.
И еще. Уровень отнюдь не для слабых машин. (Да и весит он не так уж
мало, целых 40 мегабайт, или 25 в архиве.) Например, мой компьютер, на
котором вполне комфортно чувствуют себя такие левиафаны, как Call of
Duty-4 или S.T.A.L.K.E.R. на максимальных настройках, с CAH все же
немного подвисает на перенасыщенных моментах или обширных открытых
пространствах. И это в ДУМе-то!
Но итоговый вердикт однозначен: качать и играть! В конце концов, как
говаривал Капитан Манкубус, большой игре большие глюки. Хотя к Cold As
Hell это и не относится.
CAH...
...и CoD United Offence. Кто заметит 10 различий, тот молодец :) Контраст, однако. Беспроигрышный прием всех гейммекеров
Ребята, вам помочь?
За стеклом
Тир. Щаз кааак струльну!
И это - тоже тир! Работает ручной пулемет
Кого-то уже уволокли
Мертвые граждане лучше сохраняют свои питательные свойства в холодильнике
Под водой
А ну подходи в очередь!
С импами рубишься - гильзы летят
Врешь, не уйдешь!
А эт будет кабута джип
Тайсон отдыхает!
Сзади имп шлепает меня по попке
Дорога...
Горы... ======================================== От себя также добавлю, что скачать этот вад можно и с сайта Doom Power.