Doom 3 - очень капризная игра. Либо вы принимаете ее правила игры, погружаетесь в процесс с головой, без остатка - и тогда он благодарит вас часами невероятных, не испытанных ранее эмоций, - либо отвергаете, и тогда он отвечает вам тем же.
Тут нужно сразу понять очень важную вещь: вы не нужны Doom 3. Совсем. Он не подбегает к вам на каждом перекрестке, хватая за руку, смотря в глаза и умоляя "Возьми меня!" Не смотрит на вас красивыми глазами с витрины магазина. Не зазывает со страниц журналов. Вы ему совсем, абсолютно не нужны. Он не отдастся вам до тех пор, пока вы не покажете ему своей любви - точно так же, как и любимый человек. Он слишком хорош, слишком самодостаточен, слишком благороден (вот верное слово) для таких дешевых трюков.
А нужен ли Doom 3 вам? Это зависит уже исключительно от вас. Не от моды. Не от журнальных рейтингов. Не от лидеров мировых продаж. Не от мнения продавца пиратских дисков или одноклассника коли-васи-пети. Если вы хотя бы немного разумный, взрослый и цельный человек, то вышеперечисленные вещи вам должны быть до одного места. В таком случае, поздравляю - Doom 3 был сделан именно для таких, как вы.
Вообще, Id Software от индустрии видеоигр (не шутеров даже, а именно игр в целом) - это примерно то же самое, что Ferrari - от спортивных автомобилей, а Led Zeppelin - от рок-музыки. В том смысле, что флагман. Что конкуренты очень, дьявольски близко, но из года в год, на протяжении всей вашей жизни вы только и делаете, что убеждаетесь - эти не проиграют. Эти всегда первые. Эти живут по принципу "Если быть, то быть лучшим". Или все, или ничего. Что характерно, для них это важно в первую очередь потому, что необходимо доказать самому себе: ты - лучший. Ты - первый. Мнение окружающих на сей счет их совершенно, нисколько не волнует. Мнение окружающих - для вторых, третьих и прочих лузеров. Ибо мнение окружающих - это единственное, что у этих лузеров остается.
Итак, вы могли не верить. Вы могли сомневаться. Вы думали, что Id уже никогда не сможет сделать истинно великой игры. Однако вспомните - точно так же вы думали перед выходом Quake 3. А еще раньше - после того, как из компании ушел Джон Ромеро... И вы, как и раньше, жестоко ошиблись. Id - это не название. Это даже не бренд. И не знак качества. Id - это определение, это характеристика. Есть, знаете, хорошие игры. Есть отличные игры. Есть гениальные игры. А есть игры от Id. Вам это может нравиться или не нравиться. Вы можете биться головой об стену или пойти повеситься. От этого не изменится ничего.
Раньше, конечно, все было проще и приятнее. Выходила игра от команды Кармака, она была лучшей, и никто не спорил, так как конкурентов совсем не было. Со временем ситуация поменялась. Quake за номерами 2 и 3 тоже поначалу было ох как несладко. То вам Half-Life, то Unreal Tournament. И чуть ли не каждый год "специалисты-ценители" предрекали Id жестокую и мучительную кончину. Quake 3 сегодня - эталон качества и проработки в мультиплеерных шутерах. К которому за последние четыре года не приблизился никто. Я повторяю еще раз - НИКТО. Если вдруг вы думаете по-другому, это может означать только одно - вы даже отдаленно не представляете себе, что такое многопользовательские шутеры и как они должны быть сделаны. Это, впрочем, не самый главный прокол в вашей жизни. А где сейчас Unreal Tournament за номером 1, мы все прекрасно знаем.
Id снова всех обманула. Вместо Doom 3 они могли сделать, если бы захотели, все, что пожелает их коллективная душа. Могли бы, например, нарисовать огромные тропические острова с красивой водичкой. Или большой восточноевропейский город с мощной Черной Башней прямо посередине. Вместо этого они еще раз сделали Doom. Оцените тонкую иронию: в то время как конкуренты краснеют и пыжатся с целью выдавить из себя что-то сверхновое и революционное, чего не видывал человеческий глаз, Id меж тем занимается переделкой своей собственной классической игры. Даже не пытаясь сделать что-то принципиально новое - потому что незачем.
Новый Doom с первых же своих секунд занимается фильтрацией пользовательской массы. Не нравится музыка в меню? Свободен. Нечеткие текстуры и квадратные головы? До встречи в аду. Завязка более чем слегка напоминает первый Half-Life? Счастливо оставаться! Далее отбор уже поинтереснее. Очень страшно? Иди подальше. Фонарик не приклеен к шотгану? Какая жалость, спокойной ночи малыши. Игра слишком короткая, однообразная и списанная с System Shock 2? Молодец, я так рад, что ты хорошо знаешь компьютерные игры...
Как видите, принять эту игру простой человек не сможет. Это отличительная черта всех законченных, выверенных, сфокусированных и подлинно искусных продуктов - и речь не только об играх.
Ведь, действительно, - какой нормальный человек будет наслаждаться тем, что в реальной жизни он так ненавидит? Темнота. Страх. Ненависть. Чувство беззащитности. Пауки на голову. Свист ледяного ветра. Жизнь мертвых машин и смерть живых людей. Лазурные берега тропических островов - для дураков. Здесь все по-настоящему. Здесь все серьезно. Здесь сложно. Вы либо, сжав волю в кулак, прорываетесь сквозь эту игру, пропускаете ее сквозь свое сердце, - либо сдаетесь.
Тут нужно сделать небольшую оговорку. По сравнению с теми же System Shock 2, Aliens vs. Predator или Silent Hill творение Id кажется не таким уж пугающим. Но здесь, друзья, Стиль. Именно так, с большой буквы. Вы либо аккуратно исследуете его, либо не замечаете.
Куда-то чудесным образом исчез тот ураганный геймплей, который мы все так любим в первых двух частях: двустволочку в руки, выстрел, перезарядка, трупы импов штабелями в углах, еще выстрел, перезарядка, аптечка, конец уровня, уровень следующий. Хотя, оговорюсь: нет, это не то чтобы исчезло. Вы можете именно так проскакать третий Doom - только тогда лучше выбирайте первый уровень сложности, отключите звук, доведите яркость в игре и на мониторе до максимума - и вперед. Можете для полного счастья еще поставить любительский мод, добавляющий возможность светить фонариком, одновременно держа в руках оружие. Как пройдете - мигом неситесь на интернет-форумы. Там вас уже ждут единомышленники, готовые разорвать игру на части и поглумиться над ее кусочками. Только, напоминаю еще раз, помните - Doom 3 этого даже не почувствует. Ему не будет больно. Он даже не заметит, что вы в него играли.
Здесь для вас новые правила. Играйте по правилам - и вы получите удовольствие. В футбол играют ногами и мячом. В хоккей - на льду и клюшками. В Doom 3 играют в темноте, с надетыми на голову наушниками Koss (или хорошей 5.1-аудиосистемой). Каждый уровень этой игры проходится неторопясь, не менее чем за час. Фонарь в вашей руке выхватывает из липкой тьмы металлические переборки, погнутые перила и решетки. Каждая тень для вас - враг. Захлопывающаяся за спиной дверь способна заставить вас выкурить пару сигарет. Кнопка Quicksave - единственный друг.
Когда вы входите в распотрошенную многочисленными взрывами комнату и случайно поднимаете глаза к потолку, вы теряете дар речи: сверху медленно стекает зловонная жижа кроваво-красного цвета. Она заполоняет все щели, все отверстия. Вы буквально физически боитесь даже приблизиться к ней. Не спасает осознание того, что у вас есть чудесная опция Load Game, а также верный пулемет. Вам противно. Вы боитесь. Вы опускаете глаза к полу и видите мерцающую огненным светом пентаграмму. Здесь явно что-то не так. Злой профессор явно что-то намудрил. В следующий момент из-за двери доносится вой и звук торопливых шагов. Бежать некуда. Вы успеваете только отскочить вбок и достать шотган. Дверь открывается, и в следующий момент вы видите летящего прямо вам в лицо импа, который одним ударом сбивает половину здоровья. Вы громко кричите и палите из шотгана неизвестно куда - кровавая пелена застилает глаза. Вы даже каким-то чудом убиваете мерзкую тварь. Сердце колотится. Во вновь наступившей тишине слышен только сухой звук падающей на металлический пол гильзы. Здоровье на нуле. Патронов катастрофически не хватает.
Действительно, очень скучная игра.
Отличие Doom 3 от всех предыдущих хоррор-игр очевидно: невероятная технология. Кармак недавно сказал на одном из интернет-форумов, что Doom 3 - лучшая игра Id. Во многом он прав. Только сейчас у Id появилась технология, на основе которой они сделали действительно то, что хотели, но не могли сделать раньше. У Id получилась именно такая игра, какой они ее видели, а не какую смогли сделать. Они могут себе это позволить.
Замечательный смысл обретает поговорка "Дьявол сокрыт в мелочах". Глядя на то, как элегантно Id решили проблему взаимодействия игрока с компьютерами и терминалами, хочется поаплодировать. Процесс утилизации токсичных отходов в одном из отсеков Alpha Labs способен поразить людей, которые на раз занимались подобным в реальной жизни. Механизмы работают по реальным физическим законам (а не делают вид). Каждая мелочь радует глаз. В самом начале игры встаньте за спиной у секретаря, выдающего вам ваш личный КПК, и почитайте текст на экране его монитора (и это я уж умолчу о том, что он давит на клавиатуре на разные клавиши). В приступе агрессии застрелите к чертям пока еще живых обитателей марсианской базы - и вы подберете с их остывающих трупов КПК с интересными записями. Лицезрейте самого себя через висящие на стенах камеры. Смотрите рекламные ролики по телевизору. Девяносто девять процентов играющих никогда и не додумаются проводить такие исследования, даже не подозревают об этих мелочах. Но Id делают свою игру с любовью и присущим только ей качеством. Id и к себе, и к жанру, и к вам относится очень серьезно.
Тут есть, на что посмотреть. Дизайн как всей игры в целом, так и отдельных уровней невероятен. Это работа ювелирного качества. Каждое помещение, каждый отдельный проход - это шедевр. Очень верно заметил один мой друг: Doom 3 - первая игра, где можно с интересом разглядывать потолок, изучая, что там как сделано. Каждый винтик, каждая труба здесь на своем месте. Это принципиально новый, это профессиональный подход к визуальному дизайну. Id говорят нам: истинно профессиональные уровни по определению не могут строиться "из головы". Если дизайнер уровней не знает, как работает тот или иной механизм, как выглядит подобная инсталляция в реальной жизни - позор такому дизайнеру. Прощайте блестящие, но безнадежно пустые интерьеры Far Cry. До свидания, карты Unreal Tournament 2004 - вы под завязку набиты деталями, но от этого не становитесь ни на йоту реалистичнее. Когда фонарь в руке главного героя Doom 3 выхватывает из темноты блестящие металлические решетки, а висящие под потолком трубы отбрасывают, казалось бы, десятки уже раз виденную нами корректную тень - вы верите. Вы не верили в это в Deus Ex 2. Не верили в Far Cry. В Doom 3 не верить в это нельзя. Теперь вы действительно понимаете, зачем нужно такое слово как bump-mapping.
Нужно достичь невероятной степени просветления, чтобы обвинить эту игру в однообразности локаций. Каждый уровень - это бриллиант. Каждая карта - шедевр дизайнерской мысли. Вы не забудете ни одну комнату. Ни одну шахту. Здесь вы понимаете, что означает словосочетание "ручная работа". Если не верите, попробуйте построить это методом "Копировать - Вставить". Это по-военному строгая, подтянутая игра. Хотите веселой карусели - пляжи Far Cry и фейерверк красок UT2004 к вашим услугам. Уровни Doom 3 в десятки раз компактнее тех же невероятных бескрайних просторов Far Cry. Однако есть одна принципиальная разница - по этим картам нельзя бегать. В принципе. Их нужно рассматривать. Это музей - только страшнее. Знаете, Третьяковскую галерею тоже при желании можно пересечь бегом за две-три минуты, а потом сказать, что вы в ней были.
В Doom 3 вы, наконец, понимаете, что уровни в шутерах совсем необязательно должны быть нелинейными. Вы только представьте на секунду, с каким грохотом рухнула бы в пропасть вся игровая атмосфера, если бы вместо того, чтобы, приоткрыв рот, пробираться с фонарем в дрожащей руке от двери к двери, вы бы с матом носились по карте в поисках нужного коридора. Кошмар...
Дизайн здешних уровней, как вы уже понимаете, заставляет вас верить. Он - и это принципиально - создает настроение. Он пугает. Вы можете стоять на одном месте и рассматривать этот огромный реактор. Наблюдать, как работает этот механизм. И только от этого становится страшно. Потому что это реально до такой степени, что словосочетание "игровой дизайн" применительно к этой игре кажется смешным и глупым. Это не игровой дизайн. Это уже что-то более серьезное. Это уже произведение искусства.
И вы знаете, объяснение этому очень простое. Дело в том, что авторы подошли к своему творению именно как к произведению искусства, а не как к игре. Вы чувствуете разницу? Doom 3 не воспринимается как игра. Doom 3 воспринимается как фильм. Потуги на это уже были неоднократно - первый Half-Life, оба Deus Ex... Однако в таком случае позвольте метафору: здесь и Half-Life, и оба Deus Ex играют роль кинополотна "Бумер", в то время как Doom 3 играет "Терминатора". Здесь все по-голливудски. Про дизайн и освещение я уже говорил. Совсем отдельная тема - как игровой мир преподносится играющему. Сделанные на движке игры сценки, которыми обставлены появления особо крупных пород монстров, хочется пересматривать. Погибать - и пересматривать. А потом снова. На каждого встречного врага можно смотреть, открыв рот - как тусклый свет падает на белые лица зомби, как из темноты к вашему горлу тянутся руки. Анимация здешних персонажей беспрецедентна. Даже не с точки зрения технологии, а с точки зрения режиссуры, стиля. Вы ведь все это видели, правда? Только не в играх, а в кино.
Надо также заметить, что от своего славного прошлого команда Кармака совсем не собирается открещиваться. Большая часть оружия и монстров являются римейками классических икон первых двух серий. Даже количество уровней Doom 3 - 27 - повторяет количество карт оригинального Doom. Звуки некоторых подбираемых предметов взяты из Quake 3, а то и вовсе из первого Doom (речь о ключах).
В Doom 3 присутствует то чувство меры, присущее всем продуктам Id. Никакой красно-зелено-синей светомузыки. Никаких вам альтернативных режимов ведения огня и прочего трэша. Общение с живыми персонажами ограничивается выслушиванием от них пары фраз. Если вы хотите большей "интерактивности", к вашим услугам Unreal 2 - игра, не ставшая толком ни хорошим шутером, ни хорошей адвенчурой. Вам никто не позволит крушить стены и рыть многокилометровые ямы при помощи гранат. Это не та игра. Не следует искать в игре того, чего в ней нет и - самое главное - чего в ней быть не должно. Даже "Преступление и наказание" Достоевского можно обвинить в том, что в этой книге мало крови.
Зато в Doom 3 ее литры. Это мрачная, жестокая и очень, очень взрослая игра. Из углов до вас доносится преисполненный боли женский шепот: «Они забрали мое дитя!..» На последних уровнях в аду вас ожидают перевернутые кресты с распятыми на них полусгнившими трупами. На полу в одной из комнат базы один зомби с чавканьем жует кишки некогда живого коллеги. Вам на голову из вентиляционного отверстия падает хладный изуродованный труп рабочего-шахтера, вслед за этим оттуда же высыпаются его оторванные конечности, и капает кровь. Совсем недавно родившиеся груднички теперь обзавелись крыльями и набрасываются на вас из темных углов, а вам не остается ничего другого, кроме как разорвать их взрывом ручной гранаты в кровавые ошметки. Вы хотели реалистичности и натурализма? Получите и распишитесь. Doom 3 кажется вам слишком жестоким? Неинтересным? Однообразным? Так вы ж еще не доросли до него, батенька. Doom 3 – это не клоунада с намеками и ужимками. Doom 3 кровав и жесток ровно настолько, насколько и должна быть кровавой и жестокой игра про ад. Ничего лишнего. Все рационально. Уже с нетерпением ожидаю крики правозащитных организаций и жалобы родителей на то, что их бедные детишки играют в жестокие игрушки. Поверьте мне – Id не провоцирует таких людей. Id до этих людей совершенно нет дела.
И, наверное, не стоит уже особо говорить о том, что свою роль здесь играют звук и различные текстовые или аудио-материалы, записанные на КПК своих ранее живых владельцев. Играть в Doom 3 без звука или с оным, но на двух пищалках - это примерно то же самое, что читать Аристотеля в вагоне метро. Местный звук может похвастаться лучшим из того, что могут предложить нам истинные эталоны по этой части вроде System Shock 2 или Thief. Творения Looking Glass напоминают нам и записки, разбросанные по уровням. Свою роль в создании атмосферы они играют чрезвычайно убедительно - если только, разумеется, подойти к их изучению с вниманием, - но никогда не становятся навязчивыми. Это же вам не ролевая игра.
Играйте громко. Играйте с размахом. Играйте так, чтобы каждый выстрел из дробовика сотрясал стены вашего жилища и заставлял бы вздрагивать вас самих. Чтобы невероятно "вкусный" звук работающего пулемета услаждал ваши уши. В эту игру нужно окунуться с головой. Как бы ни были хороши декорации на сцене, плох тот актер, который не сможет войти в свою роль. Какой бы ни был страшный фильм, он вряд ли сможет вас напугать, если вы будете смотреть его среди бела дня на крохотном телевизоре, хрустя чипсами. Как я уже неоднократно повторял, вы совершенно не нужны Doom 3. Ему плевать, любите ли вы его или ненавидите.
Перед вами больше, чем игра. Перед вами - продукт, который можно поставить на одну полку с любимыми DVD или музыкальными компакт-дисками. Первая ласточка того, какими могут быть видео-игры в скором будущем. Если это так, то вам определенно еще есть, на что надеяться. Скажите, разве ЭТО может стоить 300 рублей?! Id снова сделала игру, которая определяет лицо индустрии на ближайшее будущее. Нравится ли это индустрии? Хочет ли она этого?.. Ни Id, ни Doom 3 это совершенно не интересует.